Самым древним видом кирпичей является необожженный кирпич (кирпич-сырец, адоба).
Такие кирпичи изготавливают из почвы, содержащей глину, кварц и другие минералы.
Эти кирпичи просто высушивают на солнце. Такие кирпичи изготавливали в странах с
сухим и жарким климатом, так как прочен он лишь в сухом состоянии, при увлажнении же
прочность его быстро падает. До 19 века кирпичи изготавливали с использованием
ручного труда. Первые машины для производства кирпичей – паровые установки -  топили
деревом и углем. Современные машины работают на газе и электричестве.

Кирпич и сегодня не утратил былой популярности, оставаясь оптимальным материалом
для сооружения различных конструкций: от простых заборов до роскошных вилл и
многоэтажных зданий. Он удобен в работе, прочен и долговечен. Разнообразие цветов и
форм придает кирпичным строениям неповторимый облик. Сейчас в мире выпускается
кирпич более 15 тыс. сочетаний форм, размеров, цветов и фактур поверхности.
  

Производство кирпича

Производство кирпича включало в себя несколько этапов: добыча глины, переработка глины,
формовка, сушка, обжиг кирпича, транспортировка. 

 

Добыча глины

 

Основными компонентами для производства кирпича являются глина и песок.

До изобретения парового экскаватора (в конце 19 века), производители кирпича вынуждены
были  выкапывать глину вручную. Это делалось осенью. Выбор глины определялся ее цветом
и структурой. Кирпичные мастера выбирали глину, лежавшую под верхним слоем почвы,
чтобы не тратить силы на выкапывание глины из глубины лопатой. Глину оставляли на
открытом воздухе, чтобы после зимнего цикла замораживания и оттаивания она потрескалась
и с нею можно было легко работать вручную. При таянии из глины вымывались органические
вещества и соли.  

 

Переработка глины

 

Весной с глиной начинали работать. Необходимо было либо размесить глину в порошок  и
просеять, чтобы избавиться от камней, либо глину погружали в отмочный чан, где ее смешивали
с водой для достижения нужной консистенции необходимой для формовки кирпича. Ее месили
вручную или ногами.  Это было самым тяжелым этапом в производстве кирпичей. В середине
19 века начали внедрять глиномешалки, состоящие из ведра с валом, на котором горизонтально
крепились ножи – глина загружалась сверху, и ножи, вращаясь, размельчали ее. Такие
глиномешалки приводились в движение лошадьми.  

 

Затем глину перекладывали из чана или глиномешалки  на формовочный стол.  

 

 Формовка

 

Помощник формовщика готовил глиняную массу и передавал ее формовщику. Формовщик
кирпичей являлся основной фигурой в процессе производства кирпичей и был главой всей
команды. Он стоял возле формовочного стола по 12-14 часов и, вместе со своими помощниками,
мог изготавливать от  3500 до 5000 кирпичей в день. Он брал глиняную массу, клал ее на
песок и затем бросал ее на посыпанную песком форму. Глину проталкивали в форму руками,
чтобы она наполнила форму целиком, а остатки  убирали плоской лопаткой, которую держали
в воде.   Эти излишки глины возвращали обратно помощнику формовщика для дальнейшего
использования.  Песок использовали, чтобы глина не прилипала к форме.



 

  
Применяли формы на один, два, четыре или шесть кирпичей. Преимуществом формы на один
кирпич являлось то, что даже ребенок мог отнести ее в помещение для сушки кирпичей.
Формы изготавливались в основном из бука, так как считалось, что глина не пристает к буку.
Внизу форма скреплялась железом. За счет того, что форму посыпали песком, кирпич легко
из нее выскакивал.

Использовалось два вида форм: формы без дня и формы с дном.

В формах с дном было преимущество - при переноске и, особенно, при снимании со стола,
глиняная масса не вываливалась из формы. Ко дну формы крепилось клеймо в виде рисунка,
буквы, как правило – инициалы владельца кирпичного производства. В дальнейшем, при
обжиге, клеймо закреплялось.

  

 

 


Следующий по важности за формовщиком был рабочий, который подходил к формовочному
столу, брал заполненные формы  и переносил их в помещение для сушки кирпичей. Там он
складывал формы на паллеты или на специальные носилки.  После этого он возвращал форму
на стол, мочил и посыпал ее песком, и ждал новой партии кирпичей.

 

 

На протяжении многих лет постоянно изобретались различные машины для автоматизации
процесса переработки глины и формовки кирпичей. Во второй половине 19 века применялось
несколько типов кирпичеделательных машин, которые работали по схожему принципу:  по
конвейерной ленте непрерывно двигалась глиняная масса, которая разрезалась на кирпичи.


 

 

Сушка кирпича

 


Кирпичи сушили в сараях для сушки, в подземных тоннелях или на открытом воздухе. В сараях
для сушки были вентиляторы, работающие на паровых двигателях, для поддержания постоянной
температуры в помещении.

Чаще всего кирпичи сушили на открытом воздухе в солнечном месте.

 

В течение первых двух дней кирпичи время от времени переворачивали для равномерной
просушки и для предотвращения деформации. Рабочие с помощью специальных инструментов,
«выпрямляли» и «разглаживали» кирпичи. После четырех дней сушки при сухой солнечной
погоде, кирпичи становились достаточно тяжелыми и их перекладывали на новое место на
расстоянии ширины пальца между собой для дальнейшей сушки. Здесь кирпичи закрывали
сверху соломой или крышей для защиты от дождя или палящего солнца. Через две недели
сушки кирпичи были готовы к обжигу.

 

 

Обжиг кирпича


 

Кирпичи обжигали во временных печах, которые строили из необожженного кирпича
(кирпича-сырца). Если были в наличии огнеупорные кирпичи, их использовали  для
строительства внешних стен печи.

Печи состояла из нескольких кирпичных перегородок, стоящих параллельно друг другу,
каждая перегородка была шириной примерно в 3 кирпича. На высоте порядка 2 футов (1,2 метра)
перегородки соединялись перекладинами и образовывали одну большую стопку кирпичей с
маленькими щелями между кирпичами.  Кирпичи так укладывались друг на друга, чтобы
горячий воздух проходил между ними снизу вверх, обжигая их таким образом.  Стопка могла
быть высотой до 6 метров.

Печи топили углем или деревом. Топки устанавливали в нижней части стопки, там же
делали и дымоходы. После начали топки печи дымоходы закрывали.

Даже после сушки на открытом воздухе необожженный кирпич содержал в себе 9-15%% воды.
Поэтому вначале  в течение 24-48 часов в печи поддерживалась низкая температура.
От поверхности печи исходил пар – это выходили горячие газы. После выхода всех газов,
начинали повышать температуру в печи. Если это делали слишком рано, образуемый в
кирпиче пар мог взорвать кирпич. Огонь в печи поддерживали круглосуточно в течение
недели, пока температура не доходила до 1000 градусов по Цельсию. Знания и опыт кирпичных
мастеров помогали им определять время, когда кирпичи были достаточно обожжены и можно
было уменьшать температуру  в печи. Тогда открывали дымоходы, и печь охлаждалась еще
несколько дней. После этого из печи начинали выгружать кирпичи.

Весь процесс обжига занимал примерно две недели.

После окончания обжига печь разбирали. И после этого приступали к сортировке кирпича.
Кирпич-сырец, из которого сооружали внешние стены печи, откладывали для обжига со
следующей партией кирпичей. Те кирпичи, которые лежали близко к огню, покрывались
естественной глазурью из песка, который попадал в огонь, и его испарения попадали на кирпич.
Такие кирпичи использовались при строительстве внутренних стен зданий. Кирпичи, которые
оказывались пережженными и трескались или деформировались, использовались обычно для
строительства заборов и дорожек в садах и парках.

Недожженный кирпич (желто-красного цвета) использовался также для внутренних стен.
Наилучшие кирпичи использовали при сооружении внешних стен зданий.

 

Транспортировка кирпича

Там, где была возможность, печи строили рядом с объектом строительства. Однако не везде
можно было организовать формовку и обжиг кирпича на строительной площадке или поблизости от нее.

 

После обжига кирпичи переносили из печи на тележки для кирпичей. Рабочие обычно работали
в паре: один вытаскивал кирпич из печи, перебрасывал его другому рабочему, а тот уже укладывал
кирпичи в тележку.  Кирпичи хранили на открытом воздухе. По истечении некоторого времени
(иногда несколько месяцев) кирпичи загружали в железнодорожные вагоны и перевозили на
строительные площадки. В один вагон помещалось 8-10 тысяч кирпичей. Кирпичи загружали в
вагоны вручную. Кирпичи также перевозили речным и морским транспортом на пароходах и баржах.